«В Красной Армии было слишком много офицеров»
Если выкинуть несколько эмоциональное «слишком», нужно признать, что да, офицеров было относительно больше, чем в других ведущих армиях. В ходе Великой Отечественной советская действующая армия имела в среднем шесть солдат и сержантов на одного офицера, в то время как для американской армии в начале войны этот показатель был около 13:1. Он вырос до 9-10:1 к концу войны, в основном за счёт ВВС. Для германских сухопутных войск показатель был около 20:1. Так что да, офицеров у нас было много. Вопрос — почему?
Встречаются два распространённых объяснения. Первое: «там где у буржуев командовали сержанты, у нас были лейтенанты». Это объяснение существует в двух изводах. Во-первых утверждается, что у буржев на лейтенантские вакансиях реально зачастую стояли унтера из-за нехватки офицеров. Во-вторых утверждается, что там где у буржуев была сержантская вакансия (например, командир экипажа танка), у нас была лейтенантская. Есть и второе, дополнительное, объяснение: «у буржуев не было замполитов и политруков, а у нас были».
Объяснений два, а недостаток у них один — оба они умозрительны, то бишь высосаны из пальца. Да, у нас были политические офицеры, начиная с роты и вверх, но их было порядка 12% от численности офицерского корпуса. Если бы их совсем убрать, то имели бы мы пусть 7 солдат на офицера, сильно картина не меняется. Да, у буржуев при недостатке офицеров взводами командовали сержанты. Но серьёзный некомплект офицеров был и в Красной армии. И у нас бывало дивизией командовали майоры, а то и капитаны, а взводами сержанты и старшины.
В конце концов можно совсем устранить эффект некомплекта комсостава и увеличения количества офицерских позиций военного времени, если рассматривать штатную численность и притом до войны. В феврале 1941 года штатная структура армии военного времени предполагала соотношение солдат к офицерам 7,6:1. Или, без учёта политсостава — 8,6:1, что вобщем всё равно даёт относительную численность офицерского корпуса почти вдвое больше, чем у американцев и почти втрое больше чем у немцев. При том, что до войны у нас, как и во всех остальных странах офицерские должности начинались с комвзвода. Откуда же что берётся?
ДИВИЗИЯ
Чтобы вычленить основные тренды, предлагаю внимательно изучить такой базовый кирпичик, как пехотную (стрелковую) дивизию. Немецкая и советская дивизии имели вобщем одинаковую структуру. Ядро каждой составляли три пехотных (стрелковых) полка. Действия полков поддерживались дивизионной артиллерией. У немцев 48 дивизионных орудий были сгруппированы в 12 батарей, объединённых в четыре дивизиона управляемых штабом артполка. В стрелковой дивизии Красной армии дивизионных орудий было 60, они были объединены в два полка объединяющих пять дивизионов из 12 огневых батарей. И советская и немецкая дивизия имели такие части боевого обеспечения, как разведывательный батальон, саперный батальон, противотанковый дивизион, батальон связи. Советская дивизия имела, кроме того, зенитный дивизион, вместо которого у немцев была рота зенитных орудий в противотанковом батальоне. Тыловые части тоже были примерно идентичны. В обеих дивизиях имелся медсанбат. В советской дивизии был автотранспортный батальон, немцы имели батальон снабжения из гужевых и моторизованных колонн. В обеих дивизиях были полевая хлебопекарня, полевая почта, и т.п. Немцы имели ещё полевой запасной батальон, но его мы считать не будем.
Итого, в советской дивизии было больше на управление артиллерии дивизии со штабной батареей, штаб артполка, штаб артдивизиона, целый зенитный дивизион. Но при этом, советская дивизия штата 04/400 имела почти 1,200 офицеров, а немецкая — только около 620 (считая beamte за офицеров, поскольку в РККА на их позициях были офицеры). Даже если вычесть всех политруков/замполитов (160+ голов), в советской дивизии оставалось больше 1,000 офицеров.
Видно, что для выполнения одной и той же боевой задачи, немцы имеют тенденцию выделять больше солдат, но меньше офицеров. Например, советский разведбат при сходных с немецким боевых возможностях, управлялася в полтора раза большим количеством офицеров; на 18 стволов противотанковых пушек и 12 стволов зенитных в Красной армии потребовалось два управления дивизионов, тогда как немцы 12 20-мм зениток зениток и 36 37-мм Pak36 запихнули в один батальон. Наиболее сильно это проявилось в управлении артиллерией. Советская дивизия имела в дивизионной артиллерии только на 12 орудий (т.е. на один полный дивизион) больше, чем немецкая. Но зато для управления артиллерией было создано два штаба полка, штаб артиллерии дивизии, со штабной батареей, и ещё пять офицеров работало в службе артснабжения. Немцы обошлись одним штабом полка. В итоге, в совестской дивизии на одно орудие приходилось больше четырёх офицеров, тогда как у немцев — меньше трёх. И это при том, что как у нас, так и у немцев командиром орудийного расчёта был сержант (унтер-офицер).
Но особенно сильно разница заметна в организации управления дивизией. У немцев начальник штаба был одновременно заместителем командира, а отделения в штабе имели не больше 5 офицеров, чаще 2-3. Значительную часть численности управления дивизии составляли водители, писари, стрелки комендантского взвода и т.п. В советской стрелковой дивизии только штаб имел 70 офицерских должностей. кроме того, имелись отдельные должности заместителя командира и заместителя командира по политчасти. Не входили в состав штаба: див.инженер, див.врач, див.вет.врач, нач.хим., отдел интенданского снабжения (5 офицеров, во главе с див.интендантом), отдело политпропаганды (10 человек) и военный трибунал (12 человек). Итого, над управлением менее чем 15 тыс. человек в советской дивизии трудилось в два с половиной раза больше офицеров, чем над управлением 17 тыс. человек в немецкой.
НИЖНИЕ ЗВЕНЬЯ
А как с этим обстояло дело в нижних звеньях? Давайте посмотрим устройство стрелкового батальона обеих армий снизу вверх.
ВЗВОД
Советский стрелковый взвод имер четыре стрелковых и одно миномётное отделения. 50 солдат, лейтенант, четыре ручных пулемёта и 50-мм миномёт. Немецкий взвод имел ан одно стрелковое отделение меньше, и соответственно 45 солдат, лейтенанта, три пулемёта и миномёт. На этом уровне, отношение солдат к офицерам даже большее для советской армии (50:1 против 45:1).
РОТА
Стрелковая рота и у нас и у немцев состояла из трёх стрелковых взводов. Кроме стрелковых в нашей роте имелся пулемётный взвод: два «максима», и одиннадцать солдат под командой лейтенанта. У немцев в аналогичной структуре было 16 человек на два станковых пулемёта, но им совесть не позволила называть группу из 16 человек взводом — они назвали это полувзводом, и поставили командовать унтера.
Кроме боевых взводов в роту входило управление. У нас оно состояло из командира, замполита, старшины, ездового, писаря, посыльного и двух снайперов. Итого восемь человек: капитан, политрук и шесть солдат. У немцев в управлении роты было 12 человек: капитан, унтер, пятеро посыльных, четыре велосипедиста и ездовой.
В нашей роте ещё имелось санотделение (фельдшер и четыре санитара); у немцев аналога не было, но был ротный обоз из трёх частей - Gefechtstross (боеприпасы, по одной конной повозке на взвод; сюда же входила ротная полевая кухня), Verpflegungstross (продовольстванный обоз; одна конная повозка) и Gepäcktross (вещевой обоз; один грузовик типа полуторки). Всего в обозе обреталось 24 человека под командой фельдфебеля.
Итого, в советской стрелковой роте имелось: 172 солдата, капитан, политрук, четыре лейтенанта, 12 «дегтярей», 2 «максима», 3 ротных миномёта и 130 винтовок и автоматов.
В немецкой: 184 солдата, три лейтенанта, капитан, 11 пулемётов (2 на станках), 3 миномёта и 144 карабина (по штату февраля 1941 г. были и автоматы, но он тут не рассматривается).
На уровне роты соотношение солдат:офицер уже 34:1 для русских (не считая политрука) и 46:1 для немцев.
БАТАЛЬОН
Немецкий батальон кроме трёх стрелковых рот, включал пулемётную роту. В эту роту, кроме двух пулемётных взводов по четыре пулемёта в каждом, входил миномётный взвод из шести миномётов. Плюс, понятно дело обоз и управление. Всего рота насчитывала капитана, трёх лейтенантов, 173 солдата 8 станковых пулемётов и 6 батальонных миномётов.
Кроме боевых рот, батальон имел управление (командир, три офицера, «чиновник», писарь, посыльные, ездовые, всего 15 солдат), отделение связи (19 солдат) и батальонный обоз, под командованием лейтенанта (всего 32 солдата и «чиновник»). В батальонном обозе имелся и батальонный фельдшер. На каждую роту имелось по одной санитарно-эвакуационной повозке.
Всего в немецком стрелковом батальоне было 26 офицеров и «чиновников», 797 солдат, 27 ручных, 14 станковых пулемётов, 9 ротных и 6 батальонных миномётов.
В советском батальоне, кроме трёх стрелковых рот имелась рота пулемётная (три пулемётных взвода, всего 12 «максимов») и рота миномётная (три миномётных взвода, всего 6 батальонных миномётов). Кроме того батальон располагал взводом 45-мм пушек (2 орудия). Батальонные тылы состояли из санитарного взвода и хозяйственного взвода (здесь были четыре полевые кухни и одна транспортная повозка). в управлении батальона помимо командира и штаба (3 офицера) имелся ещё взвод связи (1 офицер, 32 солдата, 5 радиостанций).
Всего в батальоне было 36 офицеров, 742 солдата, 36 ручных и 18 станковых пулемётов, 9 ротных, 6 батальонных миномётов и 2 45-мм пушки.
На этом уровне соотношение солдаты/офицеры было 30:1 для немецкого и 20:1 для советского батальонов. Если исключить политсостав, соотношение для советского батальона будет 25:1.
ВЫВОДЫ
Дальше больше, на уровне полка соотношение для немцев остаётся тем же 30:1, а для нас становится уже 16:1 (19:1 без политсостава). На уровне дивизии... ну мы уже видели выше. Общая тенденция остаётся той же:
Немцы стараются объединять под одной крышей как можно больше — в советском батальоне пулемётная и миномётная рота жувут по отдельности, имея два комроты и шесть комвзводов (плюс два политрука), а в немецком — это одна рота с тремя взводами, вдвое меньше офицеров.
Немцы стараются не назначать лейтенанта над десятком человек. Если можно обойтись полувзводом, они не делают взвода. У нас наоборот.
Немцы выдвигают обозы вперёд. Обоз есть в каждой роте и дальше вверх. У нас обоз по сути сосредоточен на полковом уровне.
У нас развиты санитарные службы. Уже в роте имеется фельдшер с санитарами, в батальоне — санвзвод. Немцы похоже больше полагаются на эвакуацию в тыл. от этого у нас больше офицерских должностей медсостава.
На этом примере не продемонстрировано, но у нас намного больше офицерских позиций в технических родах войск и службах. Отделения и взводы там заметно меньше немeцких, и один офицер стоит над меньшим количеством солдат.
Вермахт и Красная армия два крайних примера, где-то посерёдке между ними были американская и английская армия. На крайних примерах можно выявить два основных подхода к организации структуры армии. В одном из них (советском) командные позиции страются специализировать, заводя новую вакансию для каждого нового открывшегося «участка работ». В другом (немецком) стараются сохранять равномерную нагрузку, группируя, по мере возможности, сходные участки под одной крышей.
Первый, естественно, приводит к относительному раздуванию штата. Второй — к относительному увеличению требований к каждому офицеру.
Вот примерно в таком разрезе.
© fat_yankey
#ВМВ@militargeschichte | #Восточный_фронт@militargeschichte | #Искусство_войны@militargeschichte